Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются вопросы воздействия глобализации на высшее образование. В частности внимание автора привлекает проблема слияния или сближения культур. Отмечается, что одной из приоритетных задач казахстанского образования становится разработка новых образовательных подходов, направленных на успешную адаптацию носителей русского языка к социокультурной жизни страны, где создается сбалансированная политика в сфере образования, учитывающая как общегосударственные интересы, так и национально-культурные особенности казахского и русского народов.
G.S. Abdikerimova
TEACHING RHETORICS IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Rhetorical image (idol), rhetorical and linguistic competence, argumentative rhetoric, fundamentalization, democratization, implementation of the method, ethnic values, anthropocentrism.
The article deals with the issue of impact of globalization on higher education. A range of educational services is expanding and includes merger or convergence of cultures. It is emphasized that one of the priorities of Kazakhstani education is the development of new educational approaches which is directed on successful adaptation of different languages. Integration of the Russian language to the social and cultural life of the country is a par for the course as it creates a balanced policy in the field of education, thus taking into account both national interest, national and cultural features of the Kazakh and Russian people. The author suggests that teaching argumentative rhetoric should be rationally conducted on the basis of complementarity between rhetoric and general culture.