Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются методические принципы построения и содержание спецкурса «Русский язык корпоративного бизнеса и межгосударственного сотрудничества», адресованного иностранным студентам завершающего этапа обучения. Обосновывается актуальность выбора данной специализации. Описываются основные цели и задачи каждого этапа обучения. Указываются критерии, лежащие в основе создания специальной дисциплины, развивающей предметную компетенцию студентов. Приводится программа содержательного минимума дисциплины «Язык корпоративного бизнеса». Указывается стратегия для повышения интереса и мотивации обучаемых к процессу самостоятельной работы.
Русский язык делового общения, профессионально ориентированное обучение, предметная компетенция, профессиональный тренинг, повышение мотивации, язык корпоративного бизнеса, язык для специальных целей.
L.V. Mamonka
THE METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF CONSTRUCTION AND CONTENT
OF THE SPECIAL COURSE “RUSSIAN LANGUAGE IN CORPORATE BUSINESS
AND INTERNATIONAL COOPERATION”
Russian business language, professionally-oriented education, subject competence, professional training, increase of study motivation, corporate business language, language for specific purposes.
The article discusses the methodological principles of construction and content of the specialty course “Russian language in corporate business and international cooperation”. This course is addressed to foreign students on the final stage of their studies. The author explains the actuality of choosing this specialization in modern society. The main goals and objectives of each phase of the discipline are described.
The author specifies the criteria underlying the creation of this course, which develops substantive competence of students. In the article an example of the program which provides required knowledge for the discipline “Language of the corporate business” is given. This article discloses the strategy of students’ interest retention to the subject of the course and the process of increasing their self-study motivation.