Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматривается содержание новых курсов русского (родного) языка для учащихся старших классов. Предлагается подробное описание двух из них: целей, форм работы, возможностей оценки знаний и умений учащихся. Особое внимание уделяется принципам отбора учебного материала, его организации, демонстрируется реализация в учебных комплексах принципа «диалога культур». Заложенная в учебных материалах стратегия позволяет активизировать учащихся, а также сделать процесс овладения русским (родным) языком более мотивированным и практически значимым. Статья будет полезна для преподавателей русского (родного) языка в условиях иноязычного окружения.
Коммуникативная компетенция, восприятие и порождение текстов, мотивация в овладении родным (русским) языком, отбор и представление учебного материала, особенности гимназических курсов родного языка.
I. Moissejenko, N. Maltseva-Zamkovaja
NEW RUSSIAN LANGUAGE COURSE FOR SECONDARY SCHOOLS
FOR THE REPRESENTATIVES OF THE RUSSIAN COMMUNITY IN ESTONIA
Communicative competence, perception and generation of texts, the motivation to acquire the native (Russian) language, selection and presentation of educational material, special secondary school courses in the mother tongue.
The paper presents the new courses of Russian as a native language for senior secondary school students. The detailed description of the course is proposed including the course objectives, work forms and instruments for the students’ knowledge and skills assessment. Special attention is paid to the choice and structuring of the material. There is also demonstrated how to introduce the dialog of cultures into the training. The strategy of improving the motivation is also suggested. The article is of interest for the teachers of Russian as a native language in a foreign language environment.