Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"История языка в системе профессиональной подготовки студентов-филологов (элективный курс «Славянизмы в русском языке и их историко-культурная интерпретация»)"
В статье представлено описание авторского элективного курса «Славянизмы в русском языке и их историко-культурная интерпретация» для студентов-филологов. Автор аргументирует необходимость введения в учебный процесс цикла историко-лингвистических дисциплин, необходимых для качественной профессиональной подготовки специалистов-словесников. Особое внимание обращается на систему заданий для самостоятельной работы, нацеленных на творческую (репродуктивную) и поисковую (эвристическую) деятельность студентов.
THE HISTORY OF THE LANGUAGE IN THE VOCATIONAL PHILOLOGICAL EDUCATION: ELECTIVE COURSE “SLAVONIC WORDS IN THE RUSSIAN LANGUAGE AND THEIR HISTORY AND CULTURAL INTERPRETATION”
Elective course, Slavonic words, archaism, stylistically marked, historical and cultural interpretation.
The description of an author’s elective course is presented in the article. The author reasons the necessity of introduction into the educational process a cycle of the historical and linguistic disciplines necessary for high-quality vocational language and literature teachers training. The special attention is paid to the system of tasks for independent students work aimed at creative (reproductive) and search (heuristic) activity of students.