Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена анализу типичных ошибок, которые допускают чешские студенты в устной и письменной речи при изучении русского языка. После ввода понятия «зона риска» особое внимание уделяется рассмотрению лексических, морфологических и синтаксических проблемных тем. Предложенные теоретические комментарии и практические материалы могут представлять интерес как для преподавателей РКИ, так и для самих чешских учащихся.
Лексические и грамматические зоны риска, русский язык как иностранный, чешские студенты, ти пичные о шибки.
L.V. Valova
LEXICAL AND GRAMMATICAL “RISK ZONES” IN STUDYING OF THE RUSSIAN LANGUAGE BY THE CZECH STUDENTS
Lexical and grammatical “risk zones”; Russian as a foreign language; Czech students, typical mistakes.
The article is devoted to the analysis of typical mistakes which are made by the Czech students in oral and written speech in studying Russian. The article introduces the concept of «risk zone» and the lexical, morphological and syntactic problem themes are considered. Theoretical comments and practical materials can be of interest both for the teachers of Russian as a foreign language and to the Czech students.