Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Ховард Гарднер обращает внимание на то, что при обучении очень важное значение имеет индивидуализация. Одним из дидактических решений, дающих возможность внедрить такую форму обучения, является концепция множественного подхода к пониманию тематики (Entry Points). Преподаватель должен представлять новую тематику таким образом, чтобы это упрощало и облегчало ученикам с различными профилями интеллекта ее понимание и усвоение. В статье описывается теория множественных интеллектов, а также концепция множественного подхода к пониманию. Кроме того, представлен пример того, как такой подход может повлиять на процесс индивидуализации преподавания и обучения.
A NEW WAY OF INDIVIDUALIZATION IN TEACHING BASED ON THE THEORY OF MULTIPLE INTELLIGENCES AND ENTRY POINTS
Multiple intelligences, individualization in teaching, entry points.
Howard Gardner, the author of the Multiple Intelligences Theory, focuses his attention on the fact that in teaching individualization is crucial. One of many other possible didactic solutions that allow for the realization of such a form of teaching is the Entry Points Approach. According to this approach, the teacher presents new topics in such a way that students with different intelligence profiles would study easier. The article aims to give an overview on the Theory of Multiple Intelligences and the Entry Points Approach. Furthermore, it gives a description of how Multiple Intelligences and Entry Points influence the process of individualization in teaching.