Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Развитие Интернета, его проникновение во все сферы жизни, в том числе в образование, побуждает современного учителя искать альтернативные подходы к решению накопившихся в школе проблем. Одной из возможных форм педагогического эксперимента стал сетевой образовательный проект «Надежда», который оказался привлекательным как для его организаторов, так и для участников – учеников и преподавателей русскоязычных школ Эстонии.
Возможности открытой образовательной среды, сетевое взаимодействие разновозрастных участников, модели их коммуникативного поведения при выполнении нетрадиционных учебных заданий, особенности оценивания продуктов учебной деятельности в виртуальной среде – все эти аспекты инновационного проекта рассматриваются в статье.