Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Предметом рассмотрения статьи является специфика проектирования мультимедийного урока по русскому языку для иностранных учащихся. Под уроком (иначе сеансом) в данном случае понимается основная тематическая единица работы, предполагающая самостоятельное освоение.
На примере стартового урока десятимодульного курса «Русская газета к утреннему кофе», рассчитанного на продвинутый этап обучения, автор статьи демонстрирует принципы декомпозиции учебного материала для его электронного предъявления (поэкранное представление). Алгоритм урока аналитического чтения представлен в виде сценария, разработка которого, по сути, направлена на поэтапное решение задач педагогического дизайна (instructional design).
Урок создан на базе эмпатически заряженной неадаптированной газетной статьи, являющейся наиболее подходящим «сырьевым» материалом для обучения эфферентному (от лат. efferere – выносить) чтению (термин американского психолога М.Л. Розенблатта).
Каждый «виртуальный» фрагмент урока имеет печатную версию, которой можно воспользоваться при проведении занятия в стандартной форме: аудитория – преподаватель – студент – учебник.