Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена проблеме дополнительной специализации обучения как части профессиональной компетенции филолога. Специализация «Методика преподавания русского языка как иностранного» углубляет знания студента в сфере фундаментальной подготовки и имеет прикладной характер, ориентируя обучаемого в узкой области профессиональной деятельности.
В публикации автор делится опытом профессиональной специализации подготовки будущих преподавателей РКИ на примере организации работы одного из спецкурсов «Средства обучения русскому языку как иностранному» на кафедре филологии факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета.
В статье рассмотрены основные характеристики деятельности студентов по овладению современными средствами обучения РКИ и результаты этой деятельности, описаны формы проведения некоторых занятий, приведены выдержки из студенческих работ в качестве иллюстраций выводов.