Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
К современным педагогическим технологиям, успешно функционирующим как в очном, так и в дистанционном обучении, можно отнести обучение в сотрудничестве, базирующееся на методе проектов. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. В статье дается историческая справка о возникновении этого метода обучения, рассматриваются способы внедрения проектной деятельности в учебный процесс.
В связи с распространением информационно-коммуникационных технологий особенное внимание при обучении языку сегодня уделяется телекоммуникационным проектам. Благодаря комплексному характеру телекоммуникационной проектной учебной деятельности на изучаемом языке, ее высокому мотивационному потенциалу, ориентации на самостоятельные творческие виды работы с языковым и культурологическим материалом, автор статьи счел целесообразным организовать работу по созданию языкового телекоммуникационного проекта с таким контингентом иностранных учащихся, как дети соотечественников, проживающие за рубежом.
В качестве примера успешного дистанционного обучения на проектной основе автор описывает эксперимент, проведенный им в 2007 г. с гимназистами финско-русской школы. Автором статьи даются методические рекомендации по построению и практической реализации телекоммуникационного проекта в обучении.