Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена явлению педагогического дизайна и его роли в модернизации современного учебного процесса.
Автор предлагает свой взгляд на педагогический дизайн как на главное методическое приобретение эпохи постмодернизма, знамением которой, помимо культуры информационного типа, а также виртуального пространства как параллельной реальности, становится «электронный человек», пришедший на смену человеку «визуальному» (антитеза М. Маклюэна).
Создание в рамках отдельного вуза средствами компьютерных и сетевых технологий уникальной самодостаточной обучающей системы, способной к тиражированию и масштабируемости, позволит не только расширить свою учебную аудиторию до размеров глобального (виртуального) класса, но и адаптировать учебный процесс к особенностям нового времени.
Наличие в реестре предлагаемых для изучения дисциплин не только базовых академических и специальных курсов, но и их виртуальных «двойников» (интерактивных версий) должно стать не эксклюзивным предложением вуза, а нормой его образовательной политики. Соблюдение технологии педагогического дизайна станет первым шагом к грамотному учебному интерактиву.