Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Благодаря распространению Интернета и активному развитию телекоммуникационных технологий, современные компьютерные технологии в сфере обучения РКИ могут быть одновременно и предметом, и средством, и средой обучения. Эти исходные положения являются основополагающими при выборе форм организации самостоятельной работы студентов, которой в условиях развития новых образовательных технологий отводится доминирующая роль. Практическое обучение становится результативным при использовании в учебной деятельности хорошо организованного пространства виртуальной среды.
Автором рассматривается методический прием проектного обучения, применяемого при организации самостоятельной работы учащихся. Методика выстраивания обучения определена в статье как последовательность шагов по созданию студентом собственного виртуального проекта. Подробно отражена специфика каждого этапа. В конце статьи приводится список проектов, тем лекций и семинарских занятий по курсу «Современные компьютерные технологии в обучении РКИ».