Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В 2007 г. в издательстве «Русский язык. Медиа» вышел в свет учебник русского языка для детей «Мой русский букварь». Букварь существенно отличается и от привычных учебников РКИ, и от пособий для русских детей. Основная целевая аудитория учебника – дети-иностранцы 5–7 лет, впервые приступающие к изучению русского языка в детском саду, школе или на индивидуальных занятиях (как в условиях русской языковой среды, так и вне ее). По букварю могут заниматься также учащиеся национальных школ, для которых русский язык не является родным, дети мигрантов из стран ближнего зарубежья, русскоязычные дети, живущие за пределами России. На страницах журнала один из авторов нового букваря дает методические рекомендации для работы с учебником, рассказывает о его структуре и содержании, приемах работы на различных этапах обучения.