Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Практический интерес к живым иностранным языкам, в частности к русскому, возник в эпоху Средневековья в особой социальной прослойке – среде купцов-профессионалов, занимающихся внешней торговлей, «гостьбой», как именовали на Руси эту сферу деятельности. Сфера дипломатического общения в международных отношениях предполагала хорошее знание языка партнера как минимум одной из сторон. Преодоление языкового барьера было возможно только благодаря профессиональным толмачам – в данном случае специально подготовленным молодым купцам и дипломатам.
На страницах журнала рассматриваются обстоятельства изучения русского языка западноевропейцами до XVIII в. Частично охвачен более поздний период становления практического направления в обучении РКИ.