Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются особенности двух форм иноязычного образования: обучения иностранному языку в среде его носителей и преподавания иностранного языка вне зоны его функционирования. Опираясь на проведенные исследования, автор статьи сосредоточивает внимание на атрибутах – характеристиках иноязычной среды и рассматривает ее как многокомпонентный методический комплекс.
Воссоздать лингвокультурную реальность или полностью компенсировать ее отсутствие невозможно. Одной из основных задач преподавателя, работающего вне языковой среды, является оптимальное использование инструментария, который она представляет и который доступен за ее пределами.
В современных условиях имитация элементов языковой среды может осуществляться при помощи таких средств, как реклама, статьи из газет и журналов, произведения современных писателей, Интернет. Особое внимание уделяется приемам работы с видеозаписями ток-шоу.