Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор учебного пособия «Литература современной России. 1987–2003», которое успешно используется на уроках литературы в латвийских школах, рассматривает различные методические подходы к изучению современной литературы: жанровый, тематический, гендерный, персональный. На примере одного из литературных направлений – неомодернизма – показываются преимущества типологического («направленческого») исследования историко-литературного процесса.
Взгляд на современную русскую литературу сквозь призму направлений и течений позволяет решать собственно образовательную задачу формирования компетентного читателя и провоцирует его на серьезный разговор о современном мире и человеке.
На страницах журнала представлен обширный художественный материал, иллюстрирующий тип «героя нашего времени» в современной русскоязычной литературе.