Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В современной лингвистике развивается так называемое интерактивное направление, которое стремится «достроить» информационно-кодовую модель общения. На первый план при коммуникации выдвигается принцип взаимодействия, кооперации: смысл сказанного раскрывается совместными усилиями речевых партнеров. При этом особое внимание следует уделять проблеме рекурентности, или повторяемости, поскольку человек не только повторяет в разговоре фразеологизмы, логоэпистемы, но и воспроизводит целые схемы речевого поведения в дискурсе: в ситуациях ссоры, примирения, убеждения и т.д. люди пользуются определенным набором фраз, а также выбирают определенную манеру поведения.
В статье рассматриваются и описываются макроединицы дискурса – сценарии (схемы) русского общения, а также обсуждаются возможности включения сценариев в учебный процесс.