Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Статья посвящена актуальной проблеме практической реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании русского языка как иностранного. В современной лингводидактике данный подход активно разрабатывается с целью максимальной индивидуализации обучения, учета потребностей, мотивационных и индивидуально-психологических характеристик учащихся для обеспечения гуманизации учебного процесса.
Автором предлагается концепция стратегического обучения в русле личностно-ориентированного подхода, система мотивационно-стратегической групповой и индивидуальной автономной работы на основе «самооценочных контрактов» и комплекса «мотивационно-стратегических упражнений». Результаты опытного обучения в школах и вузах Молдовы показали эффективность предлагаемых способов учебной деятельности.