Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье обосновывается необходимость учебника как главного учебного издания, регламентирующего учебный процесс на основном и продвинутом этапах обучения, дается характеристика такого учебника с учетом разных его аспектов. Указываются типовые требования, которым должен отвечать учебник (универсальность, идея преемственности и др.)
Концептуальной основой учебника является ориентация на дальнейшее развитие речевой деятельности учащихся на русском языке. Дидактическим содержанием учебника является совокупность актуальных речевых навыков и умений, которые, будучи представленными в системе, составляют дидактическую модель обучения. Непосредственное содержание учебника составляет речевой и языковой материал, служащий средством реализации дидактической модели.
В статье приводятся принципы отбора тем для бесед, способствующих развитию речевой деятельности, описывается материал к ним для аудиторной и самостоятельной работы учащихся. Раскрываются составляющие данного материала: тематическая лексика, система вопросов и др.