Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор статьи отмечает, что завершающий этап обучения может быть определен как профессионально ориентированный этап, который направлен на сведение акцентных характеристик речи до минимума. При обучении филологов фонетическому аспекту на завершающем этапе следует учитывать пять факторов: профессиональную направленность обучения (преподаватель русского языка, переводчик и др.), уровень владения русским языком и др.
На страницах журнала указывается на необходимость построения фонетического курса русского языка как иностранного завершающего этапа на языковом материале текста, тематически связанного с материалом, на котором отрабатываются лексико-грамматические модели диалогической и монологической речи.
Фонетический курс русского языка, основанный на принципах теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, позволит решить все задачи, стоящие перед будущими преподавателями русского языка как иностранного.