Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В статье рассматриваются основные методы, принципы и подходы коммуникативно-ориентированного обучения, которые легли в основу создания книг «Что вы сказали?: Книга по развитию навыков аудирования и устной речи для изучающих русской язык», «Разговор по душам: Пособие по развитию речи для изучающих русский язык», «Он и она: Пособие по развитию навыков чтения и устной речи».
В настоящее время основная задача методики состоит в том, чтобы найти эффективные и целесообразные пути объединения традиционной и коммуникативной методик. Автор статьи предприняла попытку связать обучение коммуникации с обучением языку и речи.
На страницах журнала особое внимание уделяется использованию речевых игр как одной из форм реализации ситуативного метода обучения, приводятся примеры жестко моделированных, условно моделированных и свободных ролевых игр.