Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Автор статьи отмечает, что в настоящее время обучение русскому языку в японских вузах переживает кризис. Среди его причин указываются: реформа высшего образования, которая проходит в Японии с начала 90-х гг.; снижение государственного финансирования; уменьшение числа абитуриентов; сокращение количества занятий по русскому языку и снижение интереса к его изучению.
На страницах журнала описывается эксперимент, который проводился в группе студентов, одного из частных университетов Японии. Эксперимент дал основания для выработки нового подхода к преподаванию русского языка в Японии. В основе данного подхода лежит мысль о том, что обучение - это процесс не только обретения учащимся новых знаний, но и изменения его психологии, развития его личности.
В ходе эксперимента автор наблюдал развитие личности студентов при помощи «карточек самооценки», в результате анализа которых было выявлено пять пунктов, характеризующих то, что нового узнали и как изменились студенты в процессе экспериментального обучения русскому языку.