Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В качестве основного критерия при отборе и систематизации учебного текстового материала автор статьи предлагает использовать подход Д.И. Изаренкова, согласно которому анализ отобранной текстотеки производится на основе представленности в текстах метатем и выявления их семантических компонентов. Так, весь текстовой материал учебных дисциплин одного профиля может быть представлен сравнительно небольшим количеством метатем.
Рассматривая деятельностное содержание обучения общению, автор опирается на подход Н.И. Формановской к прагматическим компонентам языковых / речевых явлений, который сосредоточивает внимание на коммуникативных единицах.