Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящей публикации на примере ряда ресурсов, адресованных изучающим русский язык, автор раскрывает возможности Интернета для изучения и преподавания РКИ и исследует, насколько эти возможности принимаются во внимание и используются при разработке обучающих веб-сайтов.
На страницах журнала рассматриваются сайты (разделы сайтов), на которых представлены:
а) онлайновые грамматики;
б) интерактивные модули (мини-курсы, тесты, онлайновые игры);
в) учебники (в том числе интернет-версии печатных изданий);
г) специализированные веб-каталоги и библиотеки учебных материалов.
Суммируя претензии, которые высказываются преподавателями, знакомыми с образовательными интернет-ресурсами по РКИ и использующими их на практике, автор отмечает 6 «больных моментов» (технические недостатки сайтов, замкнутость ресурсов на самих себе и др.)
Автор статьи и редакция журнала приглашают читателей делиться мнениями о новых интернет-ресурсах по РКИ, сообщать о своем опыте использования Интернета в учебно-методических целях, рассказывать о найденных в Сети интересных ресурсах. Адреса электронной почты для связи: russian@teacher.com (Е.Ю. Васянина), editor@zlat.spb.ru, editor@pushkin.edu.ru (редакция журнала).