Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Начало крупномасштабного изучения русского языка было положе¬но в 1861 году созданием в Урге русско-монгольской школы [5: 299]. В начале XX века в Монголии открываются первые русские школы. В 1914 году при МИДе Монголии начинает функционировать школа русского языка, где преподают учителя из России и обучаются 46 монгольских детей. Впоследствии русский язык служил языком-посредни¬ком при составлении школьных учебных планов и программ, так как в первые годы после монгольской революции 1921 года эта работа проводи¬лась в основном при помощи приглашенных учителей из России, опирав¬шихся на идентичные документы русских школ. Другими словами, Мини¬стерство просвещения того времени имело авторизованные переводы учебных программ русских школ как на русском, так и на монгольском языках.