Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Всвете реформы и развития высшего образования в нашей стране пе¬ред высшей школой стоит задача обеспечить подготовку квалифици¬рованных специалистов, обладающих основательными теоретичес¬кими знаниями и практическими навыками. Выполнение этой задачи требует всестороннего повышения уровня преподавания общеобразова¬тельных и специальных дисциплин, в том числе иностранного языка.
Повышение эффективности преподавания иностранного языка в неязы¬ковом вузе связано с усовершенствованием методики обучения, а также с оптимизацией учебного процесса, в том числе контроля результатов обуче¬ния. В связи с этим, с одной стороны, возрастает значение тестирования в преподавании иностранного языка, с другой стороны, требуется разработ¬ка новой методики иноязычного тестирования.
В настоящей статье вкратце освещены основные вопросы теории и прак¬тики тестирования по иностранному (русскому) языку в неязыковом вузе Китая.