Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Общеизвестно, что учебный диалог играет важную роль в пре¬подавании РКИ. Оптимальное построение учебного диалога в китайской аудитории — активная задача практической мето¬дики. Настоящая статья затрагивает вопросы взаимодействия учеб¬ной речи и учебного диалога в преподавании русского языка китай¬ским студентам.
Диалогом называется речь двух или нескольких участников обще¬ния, т. е. любая речь, где существует обмен репликами или разверну¬тыми высказываниями. Социальный смысл диалога — в поиске ком¬промисса, результатом которого может быть консенсус. Это способ выработки общей линии, общей цели через согласование интересов, способов действия, попытка понять себя и другого. Полноценный ди¬алог способны осуществлять только субъекты деятельности.