Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В прошлом году, который, как известно, был объявлен Европей¬ским годом языков, в Вене прошли две международные конфе-ренции под названием «Цена одноязычия» (в июне) и «Будущее многоязычной Европы в расширенном ЕС» (в ноябре).
Лейтмотивом обеих конференций была констатация того факта, что многоязычие является неотъемлемой частью настоящей и буду¬щей Европы и что владение несколькими иностранными языками обусловлено в настоящее время не только экономическими, но в боль-шей степени общеобразовательными моментами, как фактор общего политического и культурного развития личности. Поэтому на совре¬менном этапе развития общества резко возрастает культурообразую-щая функция образования, которое из способа просвещения должно превратиться в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем.