Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
"Учебный процесс сегодня: развитие творческой активности или система массового обслуживания? (На базе сравнения российской и американской образовательных систем)"
Методика преподавания иностранного языка представляет собой сложившуюся дисциплину с выработанными на практике пра¬вилами и приемами обучения. Тем не менее, каждый преподава¬тель, каждое учебное заведение вносит в этот процесс что-то новое в за¬висимости от специфики обучения и уровня владения языком иностранными учащимися. Элемент субъективной интерпретации, на-правленный на развитие сложившихся предписаний является тем двига¬телем, который, в конечном итоге, определяет поступательное развитие методики преподавания языка в целом.