Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Споры вокруг того, какие тексты использовать при обучении иност-ранных учащихся русскому языку, вероятно, будут вестись беско¬нечно. Однако сейчас эта проблема переживает очередной пик дис-куссионности, о чем свидетельствуют и публикации, появившиеся на страницах журнала «Мир русского слова» [1].
В переломную эпоху язык уже претерпел и продолжает претерпевать значительные изменения. Интенсивность этих изменений привела к тому, что в тот период, когда, казалось бы, исчезли барьеры, мешавшие свобод¬ному межнациональному общению, возникло новое, неожиданное препят¬ствие - сам язык. В результате, каким бы прилежным ни был ученик, он оказывается лишенным возможности в должной мере понимать современ-ный язык, а следовательно, ограничиваются его коммуникативные возмож¬ности.