Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Многие виды деятельности, направленные на то, чтобы помочь людям в обучении, производят обратный эффект. Часто результаты тестов да¬ют неверное представление о том, что учащийся знает или умеет делать. Ог¬ромное влияние на успеваемость учащихся имеют учебные стили. Так, мно¬гие нелегко приспосабливаются к учебным требованиям, если стиль препо¬давания не совпадает с их учебными стилями. Эта статья дает несколько ре¬комендаций по адаптации учебного процесса к учебным стилям разных уча-щихся, но не может исчерпать тему из-за ограниченного объема журналь¬ной статьи.