Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Важнейшим достижением современ¬ной системы образования в мире явля¬ется его демократизация. Она проявля¬ется прежде всего в такой организации процесса обучения, которая позволяет учащимся приобрести необходимые им знания, навыки и умения для удовлетво-рения совершенно определенных лично-стных жизненных притязаний наибо¬лее оптимальным образом, т.е. идя к цели прямым путем в возможно кратчай¬шие сроки. По отношению к обучению иностранным языкам демократизация образования означает максимальный учет мотивации и ценностных ориента¬ции изучающего язык при организации процесса обучения в конкретных услови¬ях и возможность получить документ о языковом образовании, признаваемый не только в стране изучаемого языка.