Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Если бы чеховский учитель Бели¬ков из рассказа «Человек в футляре» неожиданно оказался в одном из обыч¬ных классов американского универси¬тета, то, скорее всего, почувствовал бы себя в знакомой обстановке: на сте¬не доска, рядом — учительский стол, напротив стола стоят студенческие парты, мел тоже на привычном месте
— все как у них в гимназии сто лет назад. Как это ни удивительно, тради¬ционная организация учебного процес¬са практически не изменилась со вре¬мен «человека в футляре», хотя все мы прекрасно понимаем, что в эпоху на¬учно-технического прогресса препода¬вание не только должно стать техно¬логически оснащенным, но и приоб¬ретать новые организационные формы. Одна из таких качественно новых форм
— дистанционное обучение — непос-редственно базируется на использова¬нии современных электронных средств коммуникации — спутниковой связи, компьютеров, видеопрограмм и теле-видения — и все более широко входит в учебные планы многих университе¬тов и колледжей США.