Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В современном русском тексте можно наблюдать результаты поиска наиболее эффективных каналов для передачи информации. В новых условиях функционирования языка, чутко реагирующего на изменение социо-культурного пространства, социально-экономических условий и духовно-нравственных установок, формируется тенденция относительно свободного выбора вербальных единиц и различных параграфических средств, что в известной степени снимает жесткие ограничения системы и нормы. В результате сложилась ситуация, при которой далеко не все явления поддаются в настоящее время объяснению и регламентации. Все это, несомненно, затрудняет возможность использования текста как источника информации, как способа передачи любой когнитивной деятельности и как предмета обучения языку.