Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
При овладении иностранным (вторым) языком происходит взаимодействие двух языков, а вместе с тем взаимовлияние, взаимообогащение двух культур. Это особенно важно учитывать на старших ступенях обучения, когда у учащихся складывается определенная система лингвокультуроведческих и страноведческих понятий и представлений, и они в полной мере осознают свою принадлежность к определенной национальной культуре. Изучить культуру и язык, овладеть неродным языком можно главным образом через художественный текст и посредством текста. Система заданий в учебнике должна быть направлена на овладение учащимися не только коммуникативным и языковым материалом отобранных текстов и использование их в речи, но и эмоционально-образным содержанием текстов. В этом случае происходит формирование ценностных ориентаций, развитие познавательной, коммуникативной и нравственно-эстетической культуры учащихся.