Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Лингвострановедение (далее ЛС) появилось как реакция на потребности практики преподавания русского языка в иностранной аудитории и с первого момента рассматривалось (точнее, провозглашалось) составной частью методики, одним из ее аспектов. Реальность этих потребностей, не вызывавшая и не вызывающая возражений, в истории развития ЛС столкнулась с проблемой соотношения языковых и культурных элементов в учебном процессе. В ходе решения этой проблемы на определенной стадии развития ЛС на первое место вышла культура: как объективно, потому что именно явления культуры (в отличие от собственно языковых / речевых явлений) не были описаны с достаточной полнотой, необходимой для их включения в учебный процесс, так и субъективно, так как ориентацию на культуру предопределило то понимание ЛС, которое было представлено в работах Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова [см. 1] и которое единственно могло долгое время рассматриваться как некоторая систематизированная и, в своем роде, цельная концепция.