Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопрос об исчислении и систематизации основных средств обучения — упражнений не теряет своей остроты в методике усвоения иностранного языка вот уже на протяжении целого столетия. Поиск наиболее рациональных путей овладения иностранным языком неизбежно приводит методистов-теоретиков к пересмотру уже существующих взглядов как на репертуар основных средств обучения, так и на их системные построения. Бытует мнение, что постоянная неудовлетворенность существующими и вновь появляющимися классификационными рядами исчисления упражнений отражает низкий уровень методической теории и методической мысли в целом. На наш взгляд, истоки непрерывного поиска в другом: динамичны по своей природе основные факторы, непосредственно влияющие на решение проблемы классификации упражнений. Один из них, внешний к процессу рече-творчества, — это цели обучения: как известно, не только в разных государствах (и социумах меньшей общности) в определенный исторический период, но и в одном обществе на протяжении даже непродолжительного периода его истории они неодинаковы, новые потребности общественного развития постоянно сохраняют тенденцию к их пересмотру. Другой — имеет отношение к истолкованию природы, характера и механизмов самой рече-мыслительной деятельности. Новые научные разыскания в соответствующих областях знания обогащают методику обучения иностранному языку все более точными сведениями об основных механизмах речи, их становлении, стимулируя тем самым поиск новых средств формирования этих механизмов, их упорядочение в соответствии с новыми данными. Сравнительно легко обозримый опыт исследовательских усилий методистов в этом направлении подтверждает высказанные предположения.