Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Общение, в ходе которого наблюдается сопоставление, открытое столкновение позиций (взглядов, точек зрения, мнений) его участников, является столь же естественной и распространенной формой диалогической речи, как и ситуативный диалог или тематическая беседа, посредством которых осуществляется запрос, обмен, передача информации или выражается волеизъявление участников речевого акта. Более того, функциональные возможности полемики как разновидности диалогического общения еще более многообразны: она выступает не только как инструмент познания (в том числе и поиска новых знаний), но и как важнейшее средство развития интеллектуальных способностей личности. «Свои способности человек может узнать, только шлифуя их» (Сенека) [1, с. 6]. Дискуссия, в процессе которого проверяется инстин-ность новых знаний (идей, гипотез, правил и т. д.), характерна прежде всего для сферы научного, а также профессионального общения, что делает вполне правомерным включение материалов, формирующих умения полемического общения, в учебный курс русского языка для иностранных студентов вузов в качестве основного его звена (на продвинутом этапе обучения).