Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Начиная с того периода, когда обучение неродному языку в школе и вузе стали понимать как процесс овладения речевой деятельностью на этом языке в основных ее видах, методическая мысль постоянно находится в поисках новых средств — приемов, методов, форм — организации учебной речевой деятельности, приближающих ее или делающих ее адекватной процессу естественного общения. В то время как в психолингвистике определялся статус речевой деятельности в общей системе форм деятельности, разрабатывался ее понятийной аппарат, практика обучения предложила, а методика обучения неродному (иностранному) языку теоретически обосновала целесообразность и высокую эффективность использования в процессе обучения упражнений особого типа — ситуативных условно-речевых и речевых упражнений, в основу построения которых положен деятельностный подход к организации учебного речевого материала.