Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Вопросы, касающиеся обучения студентов-иностранцев конспектированию учебной литературы (имеется в виду конспектирование на русском языке), на протяжении многих лет остаются в центре внимания преподавателей русского языка [1—4]. Причину незатухающего интереса к конспектированию нетрудно понять. Анкетирование, проведенное сектором форм и содержания обучения студентов-нефилологов Института русского языка им. А. С. Пушкина, которым было охвачено более 80 нефилологических вузов СССР, показало, что конспектирование учебной литературы является одним из ведущих видов учебной деятельности студента на протяжении всего периода обучения в вузе. Владение приемами конспектирования особенно важно в плане организации самостоятельной работы студентов, прежде всего, с учебной и научной литературой. (Конспектирование включает в себя, естественно, и запись воспринимаемых со слуха лекций, но в настоящей статье рассматривается только проблематика работы со специальной литературой, причем в первую очередь учебной.)