Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В настоящей статье рассматриваются виды учебных занятий, получившие распространение в работе со студентами-филологами включенного обучения. В статье обобщается опыт преподавания по включенному обучению в Институте русского языка им. А. С. Пушкина, где проходят стажировку в течение 5—10 месяцев ежегодно более 800 студентов-филологов. Основными организационными формами занятий при включенном обучении являются: аудиторное практическое занятие, внеаудиторное практическое занятие, консультация, лекция, семинарское занятие, учебная ознакомительная практика, самостоятельное занятие, зачет, экзамен. Ведущим видом занятий при включенном обучении следует считать аудиторное практическое занятие, на котором в первую очередь обеспечивается главная цель обучения — практическое овладение языком как средством общения.