Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
К настоящему времени советскими вузами накоплен значительный опыт работы со студентами-филологами, проходящими включенное обучение. Опыт этот неоднороден главным образом в силу неоднородности контингента учащихся (национальность, страна, этап обучения и продолжительность стажировки), а также по причинам, связанным с условиями обучения в конкретном вузе СССР. Несомненно, однако, что содержательная основа включенного обучения во всех его вариантах должна оставаться единой ввиду общих профессиональных задач подготовки данного контингента учащихся. Поэтому назрела необходимость осмыслить накопившийся опыт включенного обучения, определить его содержание и организационные формы, выявить общие и различительные признаки, отделить типовые, универсальные черты от частных, случайных.