Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Главным преимуществом включенного обучения иностранных студентов-филологов в СССР является наличие так называемой языковой среды. Казалось бы, это преимущество должно быть максимально учтено и реализовано в методике включенного обучения, но говорить об этом пока рано. Далеко не всегда время пребывания студентов в нашей стране и те условия, в которых осуществляется включенное обучение, используются с максимальной эффективностью. Между тем объективная потребность в интенсификации учебного процесса при включенном обучении очень велика. Задачей настоящей статьи и является попытка дать языковой среде такое научное осмысление, которое могло бы послужить базой для конкретных методических рекомендаций, направленных на интенсификацию учебного процесса при включенном обучении.