Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Язык, наряду с общественным и производительным трудом, определяет специфику человеческого поведения, сознания и психики вообще. Он не просто фиксирует категоризацию внешнего мира, а выступает как сила, формирующая эту категоризацию. Мир языка есть не что иное, как своеобразная переработка в общественном сознании мира реалий. Язык участвует в восприятии, воображении, а также и во внимании, мотивации поведения, идентификации эмоций и т. д., во всех сторонах мышления и психофизиологии высшей нервной деятельности, отчего усвоение языка есть вместе с тем развитие сознания, мышления, немыслимых без него, неразрывных с родным языком. Публикуемая статья составляет часть коллективного пленарного доклада советской делегации на V конгрессе МАПРЯЛ «Учебный принцип активной коммуникативности в обучении русскому языку».