Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Урок можно назвать оптимально подготовленным в том случае, если учащиеся овладевают знаниями, навыками и умениями в процессе активной познавательной деятельности, в процессе адекватно мотивированной мыслительной деятельности, стимулирующей у учащихся развитие способностей к самостоятельным выводам и обобщениям на основе прочно усвоенных знаний. Говоря о внутренней организации занятия, необходимо прежде всего определить ее основу — структурную единицу, которая могла бы являться и единицей анализа урока. Естественно, что эта единица должна связывать урок в единое целое и мотивировать деятельность учащихся в течение всего занятия. Ее же функцией должно быть и определение места данного занятия в системе обучения.