Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Анализ причин, порождающих ошибки в русской речи иностранцев, позволяет прогнозировать эти ошибки. При этом одна из основных задач преподавания русского языка — предупреждение прогнозируемых ошибок, коррекция умения, а затем, уже на основе автоматизации умения — коррекция навыка. Чтобы скорректировать умения или навык, необходимо провести целый ряд упражнений. Часть этих упражнений может быть выполнена с помощью технических средств (аудиовизуального комплекса аппаратуры и обучающих машин). Технические средства дают в процессе выполнения тренировочных упражнений очевидный выигрыш во времени за счет автоматизации работы, позволяют осуществлять обратную связь между обучающим и обучаемым, обеспечивают индивидуализацию работы как по темпу ее выполнения, так и по содержанию упражнений. Все это вместе взятое повышает эффективность учебного процесса, что крайне важно для краткосрочных курсов.