Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Факультет повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного (ФПКП РКИ) был создан в 1967 г. как первый в стране центр, способный удовлетворить профессионально-образовательные потребности филологов-русистов: углубить, обновить, обогатить научно-профессиональную компетенцию.
В работе ФПКП РКИ принимает участие в основном профессорско-преподавательский состав РУДН, а также преподаватели МГУ, МВТУ, Гос. ИРЯ, МГЛУ , ГУУ, РГУ нефти и газа и др..
Обучение на факультете ведется по 10 базовым программам:
1. Современные педагогические технологии (Новации в обучении русскому языку)
2. Методика преподавания русского языка как иностранного
3. Школа молодого преподавателя
4. Методика преподавания общеобразовательных и специальных дисциплин иностранцам
5. Информационно-коммуникационные технологии (компьютерные и сетевые технологии в практике преподавания языка)
6. Менеджмент в образовании (качество преподавания и контроль в обучении языкам и межкультурной коммуникации)
7. Гуманитарные проблемы современности (методика обучения языку и межкультурной коммуникации как средство формирования толерантного сознания)
8. Тестолог - специалист в области педагогических измерений
9. Лингводидактическое тестирование по русскому языку как иностранному
10. Теория и практика тестирования по русскому для приема иностранцев в гражданство РФ