Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
В среду, 11 ноября, в Русском центре Миланского университета состоялась первая встреча преподавателей-практиков. Активное участие в инициативе приняла участие председатель Ассоциации российских соотечественников в Италии «Алые паруса» профессор Л. А. Шаповалова, методист Русского центра О. Беженарь и преподаватели школ дополнительного дня.
За час с небольшим преподаватели успели обсудить несколько тем: создание сборника материалов научно-методических и практических работ преподавателей-практиков; возможность повысить квалификацию на портале открытого дистанционного образования «Образование на русском»; неограниченные возможности PowerPoint (создание игр, индивидуальных заданий, обучение графике с помощью анимированного плаката); участие в международном конкурсе «Лучший учитель русской словесности зарубежья – 2014». Своим опытом поделились победительница конкурса в номинации «За богатство и красоту речи» О. С. Коковихина и методист Русского центра О. А. Беженарь, победившая в специальной номинации «Медиа-технологии на службе русского языка и культуры России».
Идея проведения подобных встреч родилась в июне, во время проведения семинара «Современные подходы к преподаванию русского языка как иностранного в условиях обучения вне языковой среды».
Интерес участников к семинару и количество желающих повысить свой профессиональный уровень привело координационный совет Русского центра к идее организовывать регулярные встречи между преподавателями русского языка как иностранного, воспитателями и учителями школ дополнительного дня. На этих встречах преподаватели могут обмениваться мнениями о существующих учебниках, методических пособиях, поделиться собственными удачными наработками и многое другое. Проведение следующей встречи планируется в январе.