Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
Семинар для учителей русского языка в таджикской школе
07.10.2015
В Русском центре Таджикского национального университета с 5 по 9 октября 2015 г. проходит методический семинар для учителей русского языка в таджикской школе.
Его проводят преподаватели факультета русского языка и литературы ТНУ д.ф.н. проф. М. Б. Нагзибекова и д.п.н. проф. Г. М. Ходжиматова. Их доклады посвящены современному состоянию русского языка в мире и в Таджикистане, системе тестирования по русскому языку в таджикской школе, новым стандартам и программам по русскому языку, знакомству слушателей методического семинара с порталом Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина « Образование на русском языке».
Методический семинар собрал более 30 учителей русского языка 10 районов Таджикистана, которые не только с большим интересом слушают выступления преподавателей ТНУ, но и активно участвуют в работе, задают вопросы, рассказывают о своих проблемах и достижениях.