Межкультурная коммуникация: направления и перспективы «Горячие точки» и универсальные стратегии в коммуникации русских и австрийцев
Статья посвящена межкультурной коммуникации. Рассматриваются «горячие точки» МКК, такие, как налаживание контакта, обращение и приветствие, согласие и отказ, выражение критики и комплименты. Также приводятся универсальные стратегии, помогающие в МКК: задавание вопросов, спонтанное непрошенное приведение фоновой информации, стратегии аргументации (рекомендуется, например, максимальная эксплицитность и избегание неточных указаний времени и дистанции и косвенных актов речи) и учет постулатов общения, равно как и правил вежливости и соблюдения статуса. Приводятся примеры из русско-австрийского общения. Подчеркивается необходимость межкультурной чувствительности (intercultural awareness) и – по возможности – переноса приобретенных в одной культуре навыков и знаний на другую.
Спецкурс «Культурное пространство Санкт-Петербурга» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку
Предлагаемая лингвометодическая культурологически ориентированная модель обучения РКИ, разработанная на материале спецкурса и строящаяся на коммуникативно-интерактивной основе, дает возможность иностранным учащимся познакомиться с культурой Санкт-Петербурга и использовать полученные знания в межкультурной коммуникации.
13 июня 2015 года был проведен заключительный урок в учебном году на курсах русского языка для школьников младших классов в Русском центре Пловдивского университета. Под умелым руководством своего учителя слушатели детского курса показали приобретенные умения читать, писать и разговаривать на русском языке.
Курс русского языка для детей уже пятый год проводится по учебнику «Друзья», автором которого является сама преподаватель на курсе – Катя Ганева, ведущий методист в обучении русскому языку как иностранному. Дети уверенно отвечали на вопросы по пройденным лексическим темам, рассказывали о себе и своей семье, объясняли, как готовят свой любимый бутерброд и салат. На заключительном занятии ученики прошли тему «Две столицы» – о Москве и Софии. До этого они успешно сдали открытый тест сертификационного центра Института им. А. С. Пушкина на владение русским языком повседневного общения для детей школьного возраста уровня А1 по европейской шкале.
В конце урока учительница поздравила учеников с отличными результатами. Получив дипломы за успешно пройденный курс обучения русскому языку, дети выразили желание продолжать обучение, чтобы углубить свои знания и усовершенствовать свои умения общаться на русском языке.